Моя бабушка с двумя маленькими детьми — моей мамой и ее братиком — были в Сталинграде в июле 42 г. Немцы уже начали бомбить город, но массированная бомбардировка, которая превратила город в развалины и при которой погибло практически все мирное население, была ещё впереди — 23 августа. Эвакуировали скот, архивы. Приказа эвакуировать население не было. Брат бабушки посадил ее с детьми в вагон с документацией, которую он охранял. Никто ничего не заметил, бабушка с детьми смогла выехать из города. Осталась жива. И моя мама с братом. И я вот живу теперь.
|
12 May 2019 | Игрушка |
- вверх - | << | Д А Л Е Е! | >> | 15 сразу |
Моя прабабушка пережила блокаду. Об одном случае рассказала лишь один раз и никогда больше. Когда голод уже дошёл до предела, люди начали есть друг друга. Соседка прабабушки убила трёх своих детей ради мяса, но все равно умерла через неделю после. Прабабушка говорила, что всю эту неделю соседка выла каждую ночь. Долго и протяжно, без перерыва, и от этого воя леденело все.
Один из моих прадедов дошёл до Беларуси. Там же был ранен в голову и плечо, и был отправлен в тыл, домой. О войне рассказывать не любил. Но однажды, когда пришли школьники, рассказал им. За день до наступления прибыла к ним в поле медсестра. Совсем девочка. Годы себе приписала, мать вообще не знала, что дочь уже на фронте. Девочка Лена с белыми ленточками в косичках-бараночках. Ей все говорили: "Куда ж ты, дитё, на войну, а?" А она отвечала: "У меня нет братьев, но я тоже могу воевать". На следующий день атака захлебнулась. И тут видят: лежит их солдат, дышит, рукой дёргает. И эта Лена бросилась к нему. Очередь из пулемёта, она упала на солдата, прикрыв его собой. Спасла этим. Наши все же пробились в тот день, а после все думали над письмом матери этой девочки: как написать ей, что её Леночка погибла.
Запомнилась история от прадеда. Возвращались с задания небольшим отрядом из 6 человек. Идти пришлось по маленькой речке (узкая, глубина до колена), так как вокруг все заминировано. На тот момент шли уже очень долго, прадед точно не помнил сколько — несколько часов. Середина ноября, вода очень холодная, льдом где-то уже покрывается. Прадед первым шел. В какой-то момент слышит взрыв, оборачивается, все, кроме его друга, шедшего за ним, мертвы — на мину наступили, видимо, из-за мороза сработала задержкой. Прадед больше 15 км тащил друга на себе, так как тот идти не мог сам, сознание терял. Когда вернулись, прадед начал разуваться, а все ноги до колена в крови, осколки торчат — мина и его задела сильно, но он даже не заметил, пока не дошёл. Так и вынес друга на себе с ранеными ногами, оба живы остались. Прадеду на тот момент было 19 лет, всю войну прошел, умер в мае 2006.
Прадед умер ещё до моего рождения. Мама говорила, что он никогда про войну ничего не рассказывал. Только "под рюмочку". И как-то поздно вечером рассказал историю. Они лежали в госпитале, и тут танки. Радостные повыбегали, думали, наши. А танки немецкие. И девчонки-медсестры, не думая совсем, гранатами обвязались и под танки. Сказал, что все молоденькие. Все. Наши потом подоспели, госпиталь перевезли. Дошёл до стен Берлина и получил ранение. Его в поезд и на Родину. Только мимо Родины проехал, сразу на русско-японскую.