Ладно, давайте чтоле про Рим.

Про римлян надо понимать одно. Республика это такая дзайбацу, по своей структуре. Город-государство с гражданами-акционерами и патрициями-топменеджерами.   Поэтому латины благополучно перепрыгнули от ополчения сразу в ЧВК, минуя стадию современной государственной армии. И щас я про это расскажу.

В ранней и средней Республике служили только собственники земли и граждане. Которые призывались по трибам. Триба это, одновременно и призывной пункт и территориальный округ. Помесь военкомата и избирательного участка. И в этом сочетании – вся сила и мудрость Римской республики. Именно поэтому они и смогли, де-факто, ополчением – вы[дра]ть вс? тамошнее Средиземноморье. Разломав торговую империю Карфагена, галльские варварские орды и профессиональные армии эллинов.

Римскому гражданину не платили за службу денег. Ну, не считая некоторой компенсации от государства за то, что от хозяйства его отрывают. Доли в добыче тоже не было. И, казалось бы, какой резон вообще был идти, воевать, страдать, умирать...

Резон был в том, что тебе, конечно, дают гражданство Республики по праву рождения. Ну, если ты не раб, конечно. Или не разорившийся бомж. Или не италик какой. Если ты обычный такой римлянин, с домиком в деревне, то гражданство тебе обеспечено. Но оно какбы такое, не очень полновесное. Чтобы его активировать – надо было взять оружие и пойти за Республику кровь пролить. Свою, чужую. Любую. Нужно было показать, что для тебя Рес Публика (Общее Дело) – не пустой звук. И ты готов раз на раз выйти против кого угодно за своих пацанов с Лация.

И вот тогда да, респект тебе и полноценные гражданские права. Тогда тво? слово начинает чет весить, тебя начинают слушать и ты становишься уважаемым гражданином. Ну а если нет, то нет. Если не служил, то ты даже не "не мужик", а вообще не совсем человек. Все сразу присматриваться начинают, думают, че с тобой не так. Может ты больной какой? Или жена с греком изменяла. Вот и выросло такое уебище, не готовое за Рим сражаться, хехе.

Ну а часть этого респекта, который получаешь лично ты – получает твоя триба. Этот самый избирательный военкомат. Тоесть все твои друзья, знакомые, соседи, родственники и, особенно, родители – получают дивиденды с твоих подвигов. И они, соответственно, кровно заинтересованы, чтоб ты вырос нормальным латинским пацаном, готовым раз на раз выйти. А не ссыклом комнатным. Томушта потом позора не оберешься. Тут вообще доходило вплоть до того, что в легендарные времена было нормально собственноручно убивать опозоривших тебя детей. А то и вообще потом и самим на себя руки накладывать, не вынеся стыда.

Поэтому любой маленький латин рос в атмосфере душнейшего ватного римского патриотизма, где Рим – вс? , а остальное – ничто. Что, канешно, накладывало отпечаток на неокрепшие детские мозги. И гдето до середины второго века до нашей эры оно работало как часы, поставляя на завоевательные войны Рима огромную массу неприхотливой и отлично мотивированной пехоты. Которой Рим всех и давил на первом этапе своих завоеваний.

Ну а потом както внезапно оказалось, что Рим теперь на трех континентах располагается. И внутренняя структура очень усложнилась. А у самих римлян под греческим влиянием усложнилась культура. Да и огромные потери Второй Пунической немножко мозги им вправили. Плюс начал нищать и разорятся мелкий собственник земли из сельских триб, который и был хребтом тех самых, ранних легионов.

И вот тогда Республика свалилась в жесткий кризис. На пике которого дошла до того, что в Африке е? четыре года драл и в хвост и гриву нумидийский царь Югурта. Призывная армия без идеологии – не работает. Люди просто не понимают зачем они там. С какого перепуга надо вс? бросить и уплыть на другой континент и резать там каких-то дикарей, потомушта [ч]удаки из Сената так решили.

И вот тогда, когда римский дух будто бы выветрился – пришел Гай Марий. Ну, сначала пришли германцы и расх@ярили римлянам кучу армий, угрожая сжечь всю Италию. Чем их замотивировали на изменения. А потом пришел Марий и эти изменения провел.

Ключевое, именно по мотивации:

1. Начали набирать люмпенов. Тоесть людей без собственности. Для них армия стала социальным лифтом и способом при удаче прыгнуть сразу в средний класс. Единственным способом, из общедоступных.

2. Доля в добыче. Теперь любая война это праздник, так как это сразу боевые (двойное жалование на время похода) и доля в добыче. Причем добычу теперь распределяет не Сенат, а сам полководец (император). И если вы взяли город, то с высокой долей вероятности – он ваш. Так как у императора нет резона вам его не отдать. Он кровно заинтересован в том, чтоб вы были довольны жизнью и мотивированы брать города в будущем.

3. Профессионализация. Легионеров перестали собирать на конкретную войну, а просто призывали на весь срок службы. Ну а есть война или нет – это не важно, вс? равно служишь. Поэтому стало возможно нормально легионы тренировать и обучать. Делая их профессиональной армией.

4. Ну и этот дух ранних латинов никуда не делся. Готовность выходить раз на раз и вс? такое. Но точка приложения верности изменилась. Раньше латины воевали за свою трибу и свою Республику. А после того, как Республика стала уж слишком абстрактным понятием – им дали, собственно, легионы. Каждому легиону дали личное имя, орла, какие-то свои фишки. И теперь палками вбивали в легионеров, что легион – их семья. И они не имеют право опозориться перед пацанами. И работало. Как в старые-добрые.

И вот, собственно, этими, марианскими легионами Рим уже додавил вс? Средиземноморье, а потом провел серию гражданских войн и мутировал в Империю. И до третьего века оно работало. Нашей эры. Тоесть ещ? триста лет с момента марианских реформ.

Тоесть смотрите, к чему я веду. На первом этапе римляне воевали тупо за "респект". Диковато звучит, да. Но вот так вот. К войнам был привязан твой социальный статус, так что тут выбор невелик. Не хочешь себя чушкой [дол]баной ощущать – пойд? шь в поход, варваров рубить. Причем добровольно пойд? шь. Ещ? и оружие с броней свои притащишь. Иначе зашквар полнейший. Мать тебе под ноги плюнет и отец из дома выгонит.

Ну а потом, когда социум пошел на усложнение и оно работать перестало – римляне, канешно, попытались гдет пол века похромать по инерции. Но несколько раз очень болезненно огребли [ман]дов.

И вот тут они ВНЕЗАПНО вспомнили, что у них вообщет уже огромное государство на трех континентах. БОГАТОЕ государство. И оно может залить эту проблему баблом. После чего проблема благополучна была баблом залита и кризис миновал.

То есть римляне пропустили стадию призывной армии, перепрыгнув сразу из добровольного ополчения в профессиональную армию.

Проблема была только одна. Республика – творчество коллективное. А профессиональная армия требует единоначалия. Чтобы вс? замыкалось на одну верхнюю шестерню. Бандиты из девяностых это выражали лаконичной максимой: "должен быть главный и все должны его слушаться". Но чтобы дойти до этой светлой мысли Республике пришлось на пол века свалиться в ад гражданских войн. Пока этот "главный" кристализовывался и свободолюбивые латины привыкали его "слушаться". Но ничего, потом Октавиан Август стал императором и все привыкли.

Такие вот дела.

Вывод можно сделать такой: Дайте солдатам Идею. Такую прям ох[рен]енную, мощную, чтоб не зашквар было за не? умереть. А если идеи нет – дайте денег, социальных лифтов, почета и уважения. И тогда тоже норм.

А если у вас них[рена] из этого нет, то вы все, канешно, про[кол]? те. Объявите войну и никто на не? не прид? т.

Картавых Александр.

Новые истории от читателей


* * *

Дамы и Господа, которым "иногда" нравятся мои мысли.

Я либо сошёл с ума.

Либо не понимаю.

Вчера зашёл сосед. И в процессе разговора зашла речь и о Тутьке. Я ессно о ней — лучшее. Сосед про свои истории про кошек...

И тут сосед говорит:

— У меня кошка умерла старой. В 12 лет.

Я оторопел.

* * *

У сестры после болезни начались проблемы со здоровьем. Никто не мог вылечить, плюс добавились старые недомогания. Ходила по врачам, никто не мог помочь. В итоге она сказала, что все врачи — уроды, дебилы и неучи, и будет сама искать причину.

Нашла в интернете курсы нутрициологии от какой-то мадам без медобразования, заплатила бабки,

* * *

Девушка, с которой встречался на тот момент, хотела детей, а я — категорически нет. Мне было 23, какие дети, когда впереди работа новая, столько всего интересного, да и финансово надо было встать на ноги. Жениться тоже хотел попозже, причем на этой же девушке, потому что любил ее. Просто хотелось жить в своей квартире, а не на съемной, как

* * *

Ужин с Кантом

Город, в котором я живу, часто называют городом Иммануила Канта. Это не совсем верно — великий философ никогда не жил в Калининграде. Всю свою жизнь он провел в Кенигсберге, который только своими географическими координатами совпадал с Калининградом. По существу же Кенигсберг и Калининград два совершенно разных города из разных эпох

© анекдотов.net, 1997 - 2024