На днях ходил в погреб: огурцы, варенье, поитдоры в собственном соку... Погреб у нас общий (со сторожем на входе) дворовой, но находится от моего дома где-то в километре. По прибытию не обнаружил в кармане ключа. А замок у нас старый, всё шатается, больше названия, чем толку (кто будет его взламывать-то, когда есть сторож?). Вспомнил, как в каком-то фильме видел, как кто-то открывал женской шпилькой почти такой-же замок, а в кармане из подходящего обнаружилась скрепка. Дай-ка, думаю, попробую. А что? Замок простенький, расшатанный, никакой... но при этом — самозахлопывающийся, т. е. с закрытием обратно проблем не будет. Так-как я не медвежатник, и никогда до этого замков, кроме межкомнотного, спокойно открывающегося плоской отвёрткой, не открывал, то провозился минут 10, подбирал разные формы изгиба, но открыл! Через пару дней пришёл в гости к маме (ей уже за 70, а отец умер, когда я был ещё в школу даже не ходил), дай думаю, похвастсюсь, какой я продвинутый: открыл наш замок скрепкой! Ответ мамы обескуражил: "10 минут? Чего так долго! Твой отец его скрепкой максимум за минуту открывал!". Что тут ответить? Да, действительно, плохо. Видимо, карьера медвежатника мне не светит.
* * *
Едем мы в метро. Надземка. Бруклин. Как раз наши черненькие районы.
Слышу кто-то в вагоне говорит по-русски. Оглянулся — никого более менее похожего на русского нет. Латиносы и черные.
Смотрю в окно. Слышу опять кто-то говорит по-русски. С акцентом, но на очень хорошем русском.
Ищу внимательнее — вижу неподалеку сидят
два чернющих паренька и разговариввают ДРУГ С ДРУГОМ по-русски.
Бред какой-то!!! Думаю я!
Тем временем — один из них кому-то звонит — че-то объясняет по-русски — потом на хорошем матерном русском его материт. Поворачивается к собседенику и говорит:
— Ну что за [ч]удак! — это он про того с кем по телефону говорил.
Собеседник поддерживает:
— Да Леха реально тупой!!!
И это вагон везущий нас через черный район Бруклина. Два [мав]ра разговаривают друг с другом на русском и искусно матерятся. Картина сюрреалистическая.
Перед выходом на нашей станции не удержался подошел к ним.
— Парни, откуда так русский хорошо знаете?
— Че? — это че прозвучало именно так, как звучит классическое пацанское "Чё" с таким быковатым налетом.
— Я говорю откуда так русский знаете?
Ответ прозвучал с типической славянской агрессией, с ощущением огромной суровой страны за спиной и с вызовом всему миру:
— Потому что МЫ — РУССКИЕ!!!
Я реально потерял дар речи на миг. Первая мысль которая промелькнула в голове
"А я-то тогда кто? " вторая мысль была ответом на прозвучавший почти моментально вопрос от черных русских пацанов:
— А ты-то кто?
— Я тоже русский — ответил я, но честно говоря как-то неуверенно.
— Из Москвы! (думаю ща про патриса Лумумбу че-нить повспоминаем. белявчик родной. ну или кузьминковский мед институ их там тоже много)
— А мы из Краснодара
("Б%я, даже не из Москвы!" — подумал я )
— Учились там? — спрашиваю
— Родились там!
На этом ни фига не душевный разговор был окончен. Вышли из вагона — вид у меня конечно был прих[рен]овший — Жанка спрашивает
— Ты чего?
— Жан, только что мы встретили настоящих коренных краснодарских гопников-негров!!! в Нью-Йорском метро. Это... это... это... б%я... у меня нет слов!
У меня действительно не было слов. Я впервые в жизни, ребята, честное слово, на миг почувствовал себя НЕРУССКИМ!!!
* * *
Эффект Рингельмана
В 1927 году была проведена серия очень любопытных экспериментов, результат которых сейчас не часто вспоминают. А зря. Результаты этих опытов остались в психологии под названием "эффект Рингельмана".
Эксперименты заключались в следующем. Брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого –
фиксировали максимальный вес, который он "потянул". После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь.
Ожидания были понятны: если один человек может поднять – условно – 100 кг, то двое должны вместе поднять либо 200, либо – еще больше. Ведь мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы, уже существовало. И до сих пор существует и активно поддерживается.
Но – увы! Двое людей поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь уже лишь 49%.
Проверили результаты на других заданиях. Например – на перетягивании каната. И опять – тот же результат. Увеличивали численность групп – процент только падал.
Причина – ясна. Когда я рассчитываю сам на себя, я прилагаю максимум усилий. А в группе можно и сэкономить силы: никто ж не заметит, как в истории о жителях деревни, которые решили на праздник налить себе бочку водки. С каждого двора – по ведру. При разливе обнаружилось, что бочка полна чистейшей водой: каждый принес ведро воды, рассчитывая, что в общей массе водки его хитрость не будет замечена.
При чем тут пассивность? А при том, что, когда я действую, я волей-неволей свои усилия запоминаю и фиксирую для себя. В дальнейшем прикладываю именно столько или еще меньше. Формируя пассивное отношение к делу, в которое вовлечен вместе с другими сам.
Соответственно – в случае социальной пассивности мы можем сказать, что мы отлично понимаем ее происхождение и то, что она приводит в итоге к падению результатов до нуля. Не сразу – инерция великая вещь. Но – все же.
Нужно сразу сказать: никакие социальные технологии пока не позволили преодолеть эффект Рингельмана. Можно обчитаться заклинаниями от "гуру командной работы", но чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять человеку.
* * *
Мы — молодая семья, я — студент, естественно, любой халяве рады.
Звонят родители жены из деревни и приглашают приехать т. к. кабанчика забили.
Нагрузились мы мясом, картошкой и проч. запасами так, что сумки не поднять, а
до остановки километра 2. Тогда решаем доехать на телеге. Пока запрягали, пока грузились, пока прощались, время стало поджимать (один автобус в день ходит). И так едем на телеге, моему сыну было года 4, и живо обсуждаем вопрос, успеем на автобус или нет. Конь у нас был замечательный: такой огромный- огромный тяжеловоз идет медленно, но уверенно, правда, часто останавливается и вываливанет из себя кучу удобрений (а мы в телеге, вид сзади!) Минут через двадцать, такой "езды" и обсуждалок мой сын выдает фразу, которая чаще всего вспоминается в пробках- "Ну, я не понял! Мы срать будем или ехать!".
Мы попадали с этой телеги.
* * *
В чате МИФИ написали прекрасное поздравление:
"Пусть в новом году у Вас и у всех Ваших родных и близких всё будет нормально (Гаусс).
Пусть новый год будет относительно неплохим (Эйнштейн).
Вращайтесь! Двигайтесь! (Коперник).
Но не забывайте о сопротивлении (Ом).
Будьте активны и подвижны (Броун).
Но не перегревайтесь (Карно).
Чтобы мир вокруг был многоцветным (Дальтон).
Взрывного настроения в Новом Году! (Нобель)
Тепла вам и побольше (Джоуль, Бойль, Мариотт).
И чтобы все проблемы были видны насквозь! (Рентген).
Притягивайтесь друг к другу и сближайтесь (Ньютон).
И всем желаю светиться от счастья (Склодовская-Кюри).
А ещё...:
Пусть в Новом году из любой ненависти рождается любовь (Бор).
Будьте одновременно там, где деньги и там, где Вы счастливы (Шрёдингер).
Правильно мешайте градусы (Менделеев).
И не забывайте, что именно Вы теоретик своего счастья, а не какой-то Тамм (Ландау). "
Семейные истории ещё..