90-е годы, жил был один биолог. Изучал, что-то там, в своем скучном институте. В одно обычное утро у него необычно задребезжал телефон.
Биолог бледнеет, встает по стойке смирно и начинает искать повестку или военный билет. Но тут до него доходит,
что в его стране нет обязательной воинской обязанности, военника у него никогда и не было, да он вообще знать не знает, что это такое!
— Что за шутки мистер? Я ученый, а не какой-то там военный! Ищите себе друзей на какой нибудь военной базе!
— Слышь друг, не гони волну! Есть у меня много приятелей, которые не чета тебе — они даже спят в камуфлированной пижаме! Я — командующий одной такой базой. Но мне как раз нужен биолог, проблемы у нас! Приедь и помоги друг! Спаси бабочек!
Ученый из вежливости не вешает трубку, так как очевидно что военный — пьян и одинок, хотя... в процессе разговора начинает приходить понимание, что все не просто.
В окрестностях одной тайной военной базы, другой естествоиспытатель проводил исследования и нашел редкий вид бабочек, который по каталогам занесен в список вымирающих видов. О новости написали газеты. А командующий знает все, что делается не только на базе но и вокруг, рука на пульсе, так сказать. И этот редкий, драгоценный вид бабочек его подчиненные засекли на секретной территории. Военный был не просто солдафон, а романтик, любитель природы. Да и закон угрожающе нависает над ним и его базой. А закон такой, что владелец земли (министерство обороны) — обязано заботиться если на этой территории есть что-то представляющее национальное достояние или духовную ценность и т. д. Он доложил, как положено, начальству, начальство охренело. Все таки у армии профиль — лишение жизни разными способами, а тут противоположное. Одно из правил долгой, хорошей службы — не можешь решить проблему сам — перекинь на другого. Ну и кто-то вспомнил про местных "ботанов" из института.
Начал упирался наш ботаник, я говорит вообще в крылатых насекомых не разбираюсь! Но тут институт взял его за жабры: там же грант от обороны светит. На мораль давит: ты что?! Не хочешь природу спасти? Один разок съезди, краем глаза погляди? "Один раз" растянулся на много лет работы.
Приехал ученый на место, провел осмотр местности, произвел подсчет бабочек и собрался их защищать от вымирания. А кстати как?: -) Этого не знал и сам любитель естественных наук. Пришлось вернуться в институт и погрузиться в книги и труды конференций. И оказалось, что нет у человечества опыта как искусственно приумножать поколение бабочек. Точнее опыт по разведению есть — это вам любой дачник объяснит, у которого личинки какой-нибудь капустницы съели все на корню. Но капустниц много, а что надо делать, чтобы конкретно этот вид бабочек выжил — это ему было не понятно.
Начал эксперименты, огородил участок, проинструктировал военных — не ходить, посадил какую-то "эротическую" для бабочек культуру растений. На следующий год пересчитывает с лаборантами поголовье крылатых красавиц и уже видит себя лауреатом нобелевской премии, но подсчет совсем не радует... Бабочек стало меньше! Тогда он с сачком начинает ходить и уничтожать соперников-насекомых бабочек, опять без успеха.
Тогда он начинает терроризировать военных (нашли беду на свои головы). Внутри базы отныне запрещено стричь и сжигать траву. (Не говоря уже о том чтобы красить ее в зеленый цвет — категорически низзя!). А какие ж это военные если трава не подстрижена, бордюры не накрашены, ветки валяется неубранными и т. д.? Над командующим начинают, в местном пабе, подшучивать сослуживцы, тот в ответ только горько вздыхает.
Но не помогают крутые меры, с ужасом смотрит ученый, что поголовье опять уменьшилось. Но должна жы быть рациональная причина, почему они вымирают? Командующий при редких встречах многозначительно смотрит на свой табельный пистолет, типа если не спасешь бабочек из национального достояния отправишься за ними. Ботаник раздавлен горем. Пробует и то и это — но все с отрицательным результатом. Отчаявшись, он уже и ночует возле своих подопечных с прибором ночного зрения. И бац! Вот что значит интеллект и наблюдательность! Найден виновник бабочкиных проблем! Это — злодейские бобры!!
Оказывается когда бабочки откладывают яйца на растениях, а выбирают они влажные места возле ручья, коварные бобры строят свое плотины и яйца вместе с личинками тонут в воде. Их нежные безжизненные тела засыпают гладь. Начинается долгая и жесткая схватка, кованым сапогом он разрушает плотины. Бобры скалят зубы — через пару дней плотин еще больше: -) В бешенстве ученый растаскивает ветки и деревья, но куда ему против коллектива? Приходит с обеда и все на месте! Только бабочек еще меньше. Увы, битва проиграна.
Ботаник бежит жаловаться воякам: надо идти на крайние меры! И выкладывает доказательства главному офицеру, тот зеленеет. Мало того, что база превратилась в бардак! Мало что двоевластие — подчиненные теперь каждый приказ переспрашивают — а не повредит ли это бабочкам?! Так теперь ему предстоят военные действия, но против кого?? Против крупных безобидных грызунов! Узнают сослуживцы в городе и дорога в паб закрыта! Засмеют. Посмотрите, скажут, а вот идет ветеран 1-й бобро-войны, как у него горят ордена! Он у нас такой бесстрашный — вышел один против 10... носато-хвостатых: -)
Но долг есть долг, да и ученый настойчив, Грозит, что разберется наверху. Военные учитывают опыт шпака и подходят к делу серьезно. Животные гибнут в коротком неравном бою, освободив место под солнцем крылатым ангелам. Пусть хоть кому-то будет хорошо на этом свете!
Но бабочек, на следующий сезон, опять становится меньше! О Боже! Их остается всего 100 особей на целом свете. Не помог, значит, геноцид бедных доверчивых бобриков со смешными хвостами. Не помогли и другие крутые меры. Командующий, при встречах, многозначительно поглаживает оружие, не простил офицер ботанику бобров и другие издевательства. Естествоиспытатель в отчаянии — всю информацию перелопатил, писал всем знаменитым специалистам, перепробовал все, что возможно и невозможно, но... только хуже! Как у Некрасова — "не ест и не пьет" и красота тихо умирает.
Ходит мрачный ученый, знает про закон природы, что если особей становится меньше какого-то количества, то виду каюк — из за того, что малое генетическое разнообразие и вся "семья" гибнет из-за какой нибудь "одинаковой" болезни. Ранит его сознание мысль, что он — слабак и не смог. Что своими корявыми руками сгубил последних из вида нежных существ, танцующих в солнечных лучах. Ничего не достанется грядущим поколениям, не смогут они полюбоваться на загадочную красоту при закатах.
Но должно же быть какое-то решение! Ведь так же не бывает, что нет выхода совсем? Всегда есть какая-то надежда? И ученый начинает, в одержимости, бродить вне базы заглядывая под листочки и ищя своих прекрасных, но умирающих бабочек. И через несколько километров он набредает на очередной забор из колючей проволоки с рисунками черепа и перекрещенными костями. Собственность минобороны — не влезай — убьют! Оказывается военщина не была с ним до конца откровенна. (Пусти козла в огород — самим где жить-то?) Была у базы еще территория — посекретнее кусочек, куда не то, что шпионов, даже местных не пускали! Так как враг пофотографирует и уйдет, а местный — он здесь живет, он тебе может всегда проблем доставить (пожаловаться там в министерство и т. д.), так, что базу вообще закроют.
Но этот сектор был закрыт не по прихоти, дело в том что там проводили боевые стрельбы и изделия иногда не взрывались или не до конца, в общем ходить там в прямом смысле было опасно для жизни. Уже писали о смертельных случаях — местные бомжи шарились за цвет. метом, нашли что-то не то, там все и остались.
Но ботаник настырный, втемяшил себе в голову, что на полигоне, в этом аду, могут быть еще уцелевшие бабочки. Пустите меня туда! Командующий пишет официальную отрицательную резолюцию, но ученый лезет по головам наверх. Наверху удивленно рассматривают прошение и выносят соломоново решение: да пусть этот дурак там лезет, на свой страх и риск. Если что, как бы случайно, может его там и закопают! Больше базе не нужны никакие ботаники.
Одевают его в специальный минно-взрывной костюм, инструктируют, чтобы шел след в след и ничего не трогал! И попадает ботан на заветную территорию, в жесткое пекло. Воронки, да такие, что там человек в рост может встать. Перепаханная взрывами почва, поломанные деревья, следы от пожаров. Апокалипсис без прикрас. Но тут его натренированный глаз начинает замечать и положительные моменты: большое разнообразие птиц. Лисицы, зайчики, бобры! Дикая нетронутая природа! Разнообразные травы и цветы, которые "снаружи" не встретишь ни на одной из полянок!
И... Неужели? Погодите-ка!! О чудо! Он ныряет, не смотря но вопли сопровождающих, в траву! шикарные, умопомрачительные захватывающие дух, неземные бабочки!! Тот самый вид, который он охраняет!
Получается, что да! на полигоне происходят неприятные вещи, но так же это место надежно изолировано от людей, от сельскохозяйственной деятельности. В этом природном клондайке живется вольготно диким птицам животным растениям и бабочкам!
Отобрать у вояк полигон — это пожалуй и президент академии наук не смог бы, но у ученого возникает понимание. У него опадает пелена с глаз: оказывается все что он делал — все было неправильно. Да, пожары уничтожают особей, но они же и дают жизнь новым цветам и очищают пространство, где бабочки могут парить. Бобры топят личинок, но и эти же самые плотины задерживают воду и дают влагу для растений и т. д.
И начинается на базе бурная деятельность: солдаты начинают пилить ветки, жечь костры и срезать траву, снова бобрам выдают разрешение на их деятельность. И о чудо! И на территории базы на следующий сезон бабочек становится больше, а потом еще больше и через несколько сезонов — уже стабильная популяция!
Вот так общими усилиями мир спас красоту и она тоже его когда-то спасет!