Битва 1951 года: самый секретный воздушный бой Ивана Кожедуба
День 19 апреля 1951 года вошел в военную историю США как "черный вторник". Тогда в корейских небесах американские ВВС постигла настоящая катастрофа. Буквально за 10 минут было потеряно 14 самолетов, а еще примерно столько же, едва дотянув до аэродромов, так больше и не поднялось в воздух. Очевидцы вспоминают, что небо было буквально белым от парашютов американских летчиков, покидавших подбитые машины. Казалось бы, произошло невероятное: самолеты Ким Ир Сена смогли сокрушить непобедимую воздушную армаду.
Однако позже выяснилось, что за корейскими опознавательными знаками и китайской формой скрывались советские асы, которые пришли на выручку народу Северной Кореи. И не последнюю роль в этом сражении сыграл один из самых результативных летчиков Второй Мировой войны Иван Кожедуб.
Кожедуб-Крылов
С самого начала войны на Корейском полуострове доминирование американцев в небе было неоспоримым. Старые поршневые самолеты северокорейских ВВС казались устаревшим хламом по сравнению с F-15 и B-29. Американские бомбардировщики под прикрытием истребителей играючи уничтожали инфраструктуру противника. Однако уже через несколько месяцев Ким Ир Сен сумел договориться со Сталиным, и в корейском небе стали все чаще появляться реактивные МиГ-15, которые на тот период представляли последнее слово военной техники. Но поскольку сами корейцы не могли эффективно управлять столь сложной техникой, вместе с самолетами на помощь братскому корейскому народу прибыли и советские летчики.
По распоряжению Сталина в Корею был отправлен и Иван Кожедуб, на тот момент уже трижды Герой Советского Союза. К 1950 году Кожедуб уже был признанным асом, на счету которого было 62 сбитых самолета противника. Счет воздушным победам был открыт в время сражений на Курской дуге, когда летчик сбил первый немецкий самолет, бомбардировщик Юнкерс Ю-87. С тех пор удача никогда не покидала Кожедуба: он ни разу не был сбит, и даже если самолет получал повреждения, советский ас всегда возвращался на аэродром.
Любопытно, что еще во время Второй Мировой войны Кожедуб имел дело с американцами. В своей автобиографии летчик пишет, что в 1945 году сбил два американских самолета, которые атаковали его, ошибочно приняв за немецкого летчика. Поэтому, перебирая кандидатов для руководства ответственной миссией в Корее, Сталин остановился именно на Кожедубе. Однако вся операция проводилась в строжайшей секретности, ведь Северная Корея была признана ООН агрессором. Поэтому если бы кто-то из советских летчиков попал в плен, разгорелся бы невиданный мировой скандал. Поэтому Кожедубу не только присвоили фамилию Крылов, но и строжайше запретили лично подниматься в воздух.
"Черный вторник"
Отправка в Корею для Кожедуба стала полнейшей неожиданностью. Однополчанин аса А. Щербаков в своей книге "Летчики, самолеты, испытания" приводит весьма интересный эпизод. В 1950 году Кожедуб отдыхал со своей женой в Кисловодске. Внезапно среди ночи раздался стук в дверь. На пороге оказался офицер МГБ, который без лишних объяснений потребовал летчика следовать за ним в машину. По дороге Кожедуб мысленно перебирал все свои последние слова и действия, теряясь в догадках, чем он обязан внезапной опале. Однако вместо тюрьмы летчика привезли в здание горкома. Там состоялся телефонный разговор с Василием Сталиным, командиром авиации Московского военного округа. После этого Кожедуб был немедленно доставлен в Москву, а затем — на спецоперацию в Корею.
Как уже было сказано, сам Кожедуб официально в боях не участвовал, а выполнял роль инструктора. И все же советский ас не мог усидеть на земле. Во время каждого значимого боя он поднимал в воздух свой МиГ, превращенный в командный пункт, и лично наблюдал за ходом сражения. Однако, по воспоминаниям некоторых участников событий, иногда Кожедуб все-таки вступал в воздушные бои. Ведь даже свою автобиографию летчик назвал "Ищущий боя", что многое говорит о характере советского аса.
Доподлинно неизвестно, участвовал ли Кожедуб в событиях "черного вторника". Скорее всего нет, ведь это был первое крупное сражение Корейской войны. Поэтому было резонно соблюдать осторожность и, помня личный приказ Сталина, в бой не соваться. И все же именно подготовленные Кожедубом летчики тогда смогли раз и навсегда поставить точку в доминировании ВВС США.
12 апреля 1951 года, около 20 бомбардировщиков B-29 Superfortress, которые прикрывали более сотни истребителей, отправились на боевой вылет. Их задачей было уничтожить стратегически важный мост через реку Ялуцзян. Эта река — естественная граница между Северной Кореей и Китаем, откуда союзники поставляли Ким Ир Сену все необходимое для ведения войны.
Потеря столь важного объекта могла серьезно ухудшить положение корейцев. Поэтому для перехвата бомбардировщиков Кожедуб поднял около 50 МиГов, который устроили американским летчикам форменный ад. Операция американцев завершилась полным провалом: более ста летчиков попали в плен, а практически каждый экипаж вернулся с убитыми и ранеными. Именно после этого случая за южным берегом реки Ялуцзян закрепилось известное на весь мир название "Аллея МиГов".
Игорь Кончаковский
Новые истории от читателей

* * *
Показывают про отправку войск ОДКБ в Казахстан. Ну там несколько солдатиков с автоматами в руках бредут к рампе ИЛ-76, заходят в самолет. Некоторые знакомые в экстазе, смотри, видишь.
А вот как объяснить что это пропаганда, снятая для них?
Ну невозможно с автоматом с пристёгнутым магазином, неся его в вольном положении, просто подойти к самолету, не говоря про посадку. И ни одного проверяющего офицера рядом.
Есть правила, есть куча проверок, есть чехлы для оружия.
Для посадки в самолёт формируются команды или борта. Каждый знает свое место. Плюс командиры. Перед посадкой проверяется все оружие. Боеприпасы категорически запрещено иметь при себе. Поэтому все раздельно. Автомат в брезентовом чехле, магазины в подсумке. Автомат в положении за спину при погрузке. Проверяет взводный, потом ротный, и даже КВС, могут устроить перекрестную проверку командиры других подразделений. Представьте себе солдатика с полным рожком на высоте в 10 километров, который играясь с оружием, нажмёт на курок.
После посадки автомат в чехле переводится в положении на грудь и так весь полет. Туалет в транспортниках есть, но он для экипажа. То есть в туалет не сходить, но у некоторых есть бутылки пластиковые. Такое нетривиальное решение.
Пропаганда сильнее, даже если им объяснить по пальцам, они сделают круглые глаза, остекленевший взгляд и парируют.
— Ну ведь не будут лгать по телевизору??
* * *
В марте 1989 года в СССР состоялись выборы в Верховный совет.
Выборы тогда были безальтернативны, то есть только один кандидат от блока коммунистов и беспартийных. Таким был и участок 576 в городе Бельцы, в Молдавии.
А кандидатом там был маршал Ахромеев, первый заместитель министра обороны СССР.
В стране уже был топливный кризис, нефть за копейки, по 8$/ барелль гнали за границу. Экономия топлива коснулась и Минобороны.
Ахромеев на выборы в свой участок полетел не в личном самолёте, на аэродром Лядовень или Мэркулешть, а обыкновенным рейсовым самолётом прилетел к обеду в Кишинев.
В гараже ЦК была только одна машина соответствующая статуса кандидата в депутаты, но все начали дружно бороться с привилегиями и маршалу предоставили только Волгу, и даже не у трапа, а на выходе из аэропорта.
Ординарец погрузил багаж, но поехали не сразу в Бельцы, а попутно через какую-нибудь часть Кишиневского гарнизона. Таковой стал 300 ПДП Болгарской дивизии ВДВ.
В полку на улице Панфилова была тишь и благодать, к 10 часам вся часть проголосовала, 100%, все на расслабоне, праздничный обед, два варенных яйца на завтрак.
Дежурный на КПП слегка охренел когда из Волги вышел МАРШАЛ. Никто из части, включая командира полка никогда не видел живьём маршала. Это было за гранью реальности. Он сразу дал команду доложить дежурному по части и командиру полка, а сам кинулся докладывать.
Дежурный по части вместе с командиром полка, замполитами, пропагандистами, парторгами в штабе просто синячили, до 20.00 было ещё время. Когда солдатик с КПП дрожащим голосом сказал что на входе маршал, то один из замполитов пошутил про что пьют там что им такое мерещится.
Ахромеев зашёл вместе с дежурным по КПП на территорию части, открыли ворота, зашла и машина, припарковалась возле штаба. Только тут дежурный по части понял что это серьезно, все по взрослому. Но выйти из штаба успели только посыльные. Остальные опоздали.
Встретили по уставу, доложили. Маршал поздоровался со всеми, попросил показать хозяйство, добавив что показуху и шоу от разведки неинтересно смотреть, что-нибудь типа противотанковой или минометной батареи.
Это были всегда самые инфицированные дедовщиной подразделения. Обычно и их казармы всегда на отшибе. В сопровождении командиров они пошли смотреть быт солдат в день выборов.
Дневальным в противотанковой батарее был представитель Средней Азии. В его мировоззрении верховным божеством был мифический командир дивизии, фотография которого была на входе, поэтому команду он дал простую, дежурный на выход.
Сержант с повязкой и штык-ножом, болтающийся на яйцах вышел из ленкомнаты и встал. Его мозг переваривал. Он понимал что этот мужик в брюках с лампасами выше всех ему известных начальниках и не знал как докладывать.
Ахромеев понял все, спросил дневального почему не команда "смирно", на что получил ответ:
— Только командира батарея, и дивизиона. Другим нет.
Мимика начальника артиллерии в это момент выражало только одно. Это капец.
Находиться дальше было без смысла, они вышли и направились к клубу. Прямо перед ними через ворота от домов офицеров прошел солдат с чайником в руке. Маршал ускорил шаг, догнал его и спросил добрым голосом:
— А в каком подразделении службу проходите и что у вас в чайнике??
Солдат честно ответил, числится в батальоне, но служит в клубе, вместе с другими. Типа приколы. Художниками, киномеханиками, фотографами и т. д. А в чайнике вино, по поводу окончания выборов и за победу нерушимого блока партийных и беспартийных. Солдат был идеологически подкованным, он узнал Ахромеева, его портрет был в клубе.
В комнате художников все ждали молодого с вином и когда постучали, ответ был:
— Ты чо ахренел тебя так долго ждать, заходи.
Постучали ещё раз, и когда художник рывком открыл дверь, увидел командование полка и маршала, то сразу ему захотелось стать либо невидимым, либо уволиться последней партией.
— Надеюсь, что выборы являются причиной праздника? — спросил Ахромеев
Делать там больше было нечего, вышли из клуба и поехали в Бельцы, где он одержал убедительную победу с результатом в 99.98% при участии 99.99% избирателей.
Нескольких избирателей что проголосовали против не нашли, да и не искали. А через два года и страна исчезла.
* * *
Моя жена — частично еврейка. Совсем немного, типа перца или соли в славянском супе, но вполне достаточно, чтобы превратить любое скучное северное дело в радостную восточную движуху.
Вот казалось бы — двое суровых смекалистых русских умов, мой и тестя, все тщательно обдумали за полминуты и договорились за пять секунд. Никаких накладок не может быть в столь простом деле. За пять минут до операции мне звонит телефон. Я успеваю надеть джинсы и спуститься с третьего этажа как раз к моменту, когда тесть вышел из машины и открывает багажник. Я беру оттуда много пустых коробок для переезда, сколько сумею взять, взлетаю обратно и вываливаю на пороге, после чего возвращаюсь за следующей порцией. И так раза три. Пока я бегаю, жена разносит коробки по углам квартиры.
Есть и попутная задача — не дать тестю подняться. Ему за 70, но он деятелен и не будет ждать, пока запыхавшийся зять вернется обратно. Он начнет подыматься сам со всеми этими коробками. Не спрашивайте меня, зачем это так. Это неизбежно. Но если я буду достаточно быстр, то он не успеет подняться и на первую площадку, когда я закончу таскать все коробки.
Всё пошло по плану — он вовремя подъехал, я как раз вышел из подъезда и принялся носиться. Первая порция показалась мне слегка тяжеловата для пустых коробок, ну так и хрен с ним — что вручили, то и тащу.
Это было ошибочное решение. Жена моя быстра в реакциях, и не успел я унестись с порога за следующей порцией, как она успела просмотреть все коробки и выудить оттуда трехлитровую банку яблочного сока.
— Леша, зачем ты это принес? Зачем это нам?! Ты хоть смотришь, что несешь?! Неси обратно!
Слышу, как снизу начал тяжко подыматься с полным грузом тесть. Без лишних разговоров кладу банку обратно в коробку и подрываюсь нестись с ней обратно.
— Леша, стой! Как ты упаковал эту банку? Она же не доедет до места! Что ты за человек?! Положи, я упакую сама.
Вспоминаю эпизод фильма Ликвидация, когда пианино ездит вверх-вниз по лестнице усилиями противоборствующих сторон. Стараюсь не ржать, прислоняюсь спиной к прохладной стенке и с удовольствием наблюдаю, как жена аккуратно упаковывает коробку сама. Быстро, толково, сложно, теперь с этой банкой нам хоть до Израиля — не разобьется точно. Закончила — а тесть уж на втором. Пропрыгиваю мимо него вниз за следующей порцией.
— Папа! Зачем нам эта банка?! Я вернула ее обратно.
— Леша, вернись пожалуйста наверх. Эта банка вам. Я не приму ее обратно. Всё честно — я отгрузил, ты принял. Хочешь, пей, хочешь передаривай — хоть выброси. Это твои проблемы. А мне нельзя по диете.
Жена, как оказалось, с детства тихо ненавидит этот сок, яблони на их даче могучи и изобильны. Задумчиво попивая вкуснейший яблочный сок, пишу сейчас я эти строки.
* * *
А вы слышали эти истерические вопли: "Мы все умрем от насморка! ", "Прежняя жизнь никогда не вернется", "Надо всем везде ходить в масках", "Вакцинироваться каждые полгода... нет, лучше каждые 3 месяца! " в начале 70-х? Вот то-то и оно, что нет. Хотя как раз в те годы прошла эпидемия так называемого "гонконгского гриппа", от которой умерло по разным данным от 1 до 4 млн. чел. Но тогда на планете жило ДРУГОЕ человечество. Каких-то 25 лет назад доказавшее, что не побоится никаких опасностей, усилий и жертв, чтобы отстоять свою свободу от фашистов. Вместо того, чтобы трястись от ужаса за карантинами, закрытыми границами и QR-кодами, оно начинало массовое производство "Боинга-747", сделавшего зарубежный туризм быстрым, массовым и доступным. И ничего, не перемерлo от жалкого насморка. Именно TО человечество воплощало смелые мечты о видеомагнитофонах, которым не нужна проявка кинопленки, создавало так и не повторенные сверхзвуковые пассажирские самолеты и летало на Луну. А нынешние вырожденцы поддерживают панику и отъем всех своих прав и свобод по абсурдному поводу, и пытаются приукрасить свою тупость, трусость и рукожопость сказками о "съемках полетов на Луну в Голливуде".

Рамблер ТОП100