У меня дедушка тоже ничего себе был дедушка. Выражаясь по-нынешнему, крепкий фермер. Невероятно предприимчивый и с хорошей коммерческой смекалкой. В силу чего и нажил себе к 35 годам не только семью с 3 детьми- но и большое хозяйство, сад,
пруд, огород, и огромный дом с черепичной крышей- в то время как остальное село проживало под камышовыми.
В 1939, когда Бессарабия уже была под властью румын, деда, этнического украинца, по возрасту призвали в румынскую армию Антонеску. Дед идти не хотел, но пришлось- военная обязанность.
Через пару месяцев дезертировал оттуда- а почему, говорил, я против братьев-украинцев и русских воевать должен. И ему крайне не понравилась одна сцена в румынской армии- в поезде они ехали, и вот румынские офицеры, заметив в поезде цыгана, на полном ходу этого цыгана из поезда вышвырнули. Хоть и цыган, а все-таки-бесчеловечно, вот так, насмерть. А тут и пакт Риббентропа-Молотова подоспел. И пришла Красная Армия.
Дед честно явился сдаваться красноармейцам- хочу, мол, на вашей стороне воевать. А они его со всей семьей (3 детей, жена, престарелые родители и даже оказавшийся там случайно младший брат, приехавший на пару дней из Трансильвании на крестины дочки деда, моей мамы) в Сибирь на поселение отправили, как кулака и изменника Родине. Дом конфисковали ( там потом был сельсовет, а теперь мэрия). В Салехард. Ямало-Ненецкий автономный округ. Нехило после жаркой Молдавии, а?
Дед в Сибири не растерялся. Мобилизовал свой коммерческий талант, наладил там какую-то взаимовыгодную торговлю с аборигенами- самодельным самогоном, шкурками, рыбой, золотом, то-се. Ну не мог он иначе. Коммерсант, да и все.
В общем, когда его через 15 лет, после смерти Сталина, "простили" и разрешили вернуться домой, дед вернулся в Молдавию с неплохим таким капиталом. Брат его младший, вместе с ним сосланный, возвращаться отказался- как вспомнил свою прежнюю жену-трансильванку, о редкой склочности и стервозности в семье до сих пор ходят мифы и легенды, и как сравнил ее с со своей нынешней женой- сибирячкой, доброй, умной женщиной, так и отрезал: "Нет, уж лучше Сибирь". Где и остался и пустил разветвленный корень.
С детьми, правда, пришлось повозиться. Им пришлось объяснять, что такое деревья- в тундре деревьев не было. Дед, несмотря на занятость, нашел время обьяснить, что такое фруктовые деревья- он привязывал к веткам купленные за большие деньги яблоки и груши и рассказывал о бессарабских обильных садах, обьяснял...
Помогло слабо. Приехавшие в Молдавию дети, будучи посланы на местный базарчик за пучком укропа, домой являлись с 3-5 килограммами фруктов и овощей- персиков там, слив. А на вопрос- ну и зачем вы столько накупили, завтра на том же рынке все можно свежее купить- растерянно отвечали- ну дешево же было до смешного, в Салехарде за штучку в разы дороже было, а персиков вообще не найти было...
Дом и хозяйство себе и семье дед по возвращении отстроил еще больше прежнего- на заработанные в Сибири деньги. Все, как раньше- усадьба, пруд с карпами, сад, огород, куры там, коровы, кролики... Но крышу на этот раз положил жестяную, как у всех в селе, да еще и виноград сплошной, ползучий по ней запустил- не хотел в глаза бросаться, усвоил урок из довоенной жизни..
Знаете, к чему я эту странную, малосвязанную историю из жизни рассказываю? А вот- никогда не сдавайся, держи голову над водой, и в Сибири не только выжить- но и нажиться можно. А также- если бы Советы хоть чуть-чуть терпимее к "перебежчикам" были- они бы много выиграли в лице моего деда, прирожденного коммерсанта.
Перед смертью дед мне странную вещь все пытался вдолбить-"Держись подальше от власти, от любой власти, какой бы справедливой она тебе не казалась. От властей всегда только неприятности". Умный был человек, не раз в его аксиоме убеждалась.