Про бабушку.
Мы познакомились на свадьбе — это было в Ирландии, мы с женой были гостями со стороны невесты, нас, естественно, знакомили с гостями со стороны жениха. Их было много, запомнить всех было просто нереально. Но бабушку жениха мы запомнили: это была совершенно удивительная женщина. Ей уже было далеко за 70, очень худая, практически
После этого мы не встречались, но интересовались: как там бабушка? Новости всегда радовали: например, родня отправилась во Франкфурт потусить, а бабушка с ними, и зажигала до утра на зависть молодым!
Такие примеры очень дорогого стоят, — ты понимаешь, что можно встречать старость не только в инвалидном кресле с потухшим взором и с трясущимися руками, но и в пивной на кураже!
В какой-то момент я вдруг спросил: а бабушка она с какой стороны, — с папиной или с маминой? Мне объяснили: ни с какой. Она приёмная.
Когда-то маленькая девочка стала круглой сиротой. Тогда эти вопросы решались просто: после службы в храме, на которую собиралась вся община, священник, оглядев присутствующих, показал пальцем на одну семью: вы забираете ребёнка.
Обсуждений не было. А чего там обсуждать-то? Семьи были большие, пять-шесть детей. Ну, будет на одного больше, в чём проблема? Как мудро заметил Тевье-молочник в пьесе Григория Горина: «Ещё одна тарелка супа стол не перевернёт».
В итоге девочка получила новых родителей, а в придачу кучу братьев-сестёр. Потом она выросла, замуж не вышла, так уж вышло, простите за тавтологию. И какой-то момент стала самой взрослой в семье, матриархом, так сказать.
Её все любили и уважали. Когда годы начали брать своё, она стала редко выходить из дома («ходунки» категорически отвергала — «я же не старушка, с ними ходить! »). Но в одиночестве не оставалась никогда — родственники навещали каждый день, в том числе приезжая специально с других континентов, куда пораскидала жизнь родню. А на похороны бабушки собрались вообще все, — эта утрата объединила даже людей, которые давно не общались.
Отпевали её в том же храме, где когда-то батюшка решил её судьбу.
Вот и вся незамысловатая история приёмной бабушки.
Ах, да. В той самой семье, на свадьбе которой мы познакомились, долгожданная девочка родилась через несколько месяцев после кончины бабушки. И когда в доме наводили порядок, чтобы детскую кроватку поставить, решили выкинуть кучу открыток, эти ирландцы, такие старомодные, до сих пор шлют друг другу открытки по праздникам.
В числе других нашлась открытка от бабушки, с Рождеством. В открытку были вложены сто евро, их никто не заметил раньше.
Обычно в рождественскую открытку денег не кладут, не тот повод. А бабушка почему-то положила.
Когда писалась открытка, ещё никто ничего не знал, даже будущие мама с папой… А бабушка их поздравила. С Рождеством!
Семья, о которой пойдет рассказ, первый раз попала в зону нашего внимания в курортной столовой, она: статная высокая девушка с милым кучерявым двухлетним малышом, и двойняшками лет пяти-шести, рядом с нами заняли сразу два столика. Столы уже накрыты, но муж и старший сын, еще что-то до на раздаче добирают.
Куда более фееричным,
Муж, с фигурой похожей на упругий мячик, указанное место занимает, сын, юноша лет четырнадцати, с пушком над верхней губой, уже тащит два шезлонга. Потом еще два зонтика, и еще два шезлонга, все устанавливается, и заселяется до вечера, со смехом и шутками.
Несколько удивило нас, третье знакомство уже кафе, где можно побаловать себя вином и шашлыком, известная семья присутствовала в полном составе. Но что-то пошло не так у них, на стадии согласования карты вин и пунктов меню.
- Так внимание дети, нет у вас больше, папы.
После этого они размещаются в разных уголках кафе, папа один, с набором своих блюд, остальные занимаются трапезой даже не поворачивают голову в его сторону.
Но в последующих встречах на экскурсиях по водопадам и сафари-парку с канатной дорогой, это снова дружная многодетная семья, поражающая дисциплиной в любом моменте, от посадки в автобусе до фото с обезьяной.
Вечером, гуляем под стрекотание цикад, старший сын из известной семьи, выражает несогласие по поводу раннего отбоя, он желает посетить ночное шоу, мамы против категорически, консенсуса нет.
- Так дети, у вас больше брата нет.
В санаторий идут все, молча, остается на скамейке лишь старший сын.
Игнор, да еще семейный делает свое дело, спустя минут пятнадцать он возвращается к своим. Малыши снова с братом, восторг неописуемый...
Три года назад мне довелось побывать на похоронах, о том две истории.
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОХОРОНЫ
Умер известный московский профессор, которого я знал и уважал. И хоть я не родственник, но так получилось, что поехал на его похороны в глухую деревню, где он родился и провел детство в избушке, что окнами выходит на местное кладбище.
ЕВРЕЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОХОРОНЫ
Маму хоронили, как она завещала: без гостей, без поминок, застолья и бессмысленного сорения деньгами. Только самые близкие люди, только чистый траур и аскетизм. Приезжаем с сестрой и отцом на кладбище, ставим урну в ячейку. Поставили. Стоим, молчим. Может, — говорит сестра, — прочесть какую-то еврейскую молитву? Точно! — говорю. — Мама ведь уважала еврейские обычаи! Молитв мы не знаем. Но вынимаем мобильник, быстро гуглим каноническую погребальную молитву. Читает сестра, в транслитерации — она когда-то чуть учила иврит, и хоть смысл древних молитв перевести не может, но по крайней мере правильно читает, не запинаясь. Звучат в тишине над кладбищем торжественные «борух ата адонай элохейну» древнего языка — понятно, обращения к Б-гу со словами скорби и мольбой позаботиться о душе. Молитва закончилась, произнесли хором «амен». Стоим, молчим, собираемся уходить. И мы бы ушли. Но тут мне приходит в голову идея: а давайте я теперь перевод на русском прочту! Ой, да надо ли? — говорят отец с Маргаритой. Надо! — говорю. — Пусть прозвучит на русском тоже, хоть понятно будет! Сказано — сделано. Быстро гуглим перевод этой молитвы, я начинаю читать на русском. Тут всё понятно, всё как предполагали: типа, да восславится имя Твоё, прими в своё царствие да упокой душу, да обретет она покой в вечности вместе с душами праведников, и да будет на то воля Твоя, запятая, ну а я уж со своей стороны обещаю и клянусь, — продолжаю я торжественно декламировать текст молитвы с мобильника и остановиться уже не могу, — пожертвовать солидную сумму в местную еврейскую общину, и да будет так, аминь! Аминь... — растерянно повторяют отец с сестрой. Ничоссе молитва! — говорит сестра. — Я и не знала, что она заканчивается таким разводиловом. Ты же не будешь, надеюсь, жертвовать кому-то солидную сумму, у нас и так с деньгами не густо? Ага, — отвечаю, — я конечно не верующий, но, на минуточку, только что дал клятву лично Б-гу на могиле матери! Какие у меня теперь варианты-то? Пришлось пожертвовать.
Хочу рассказать одну историю, которую сам услышал совсем недавно. На семейной посиделке вспоминали родню, дальнюю и близкую. Большинство уже, увы, оставило этот мир. Зашла в том числе речь о моём дяде, родном брате отца, и его жене. Родственница, в силу возраста знавшая их гораздо дольше, чем я, спросила:
— А знаешь, что они однажды чуть не развелись? — Я откровенно удивился, ведь это была прекрасная пара, разлучить которую смогла только смерть.
— Когда же это было? И как?
— Да, по молодости! Вот слушай: дядя твой женился на прелестной девушке из очень хорошей, интеллигентной семьи. Однако вскоре выяснилось, что жена совсем не соответствует ожиданиям парня из подмосковной деревни: очень избалованная, капризная, по дому она ничего делать не собиралась и требовала к себе особого внимания. «Такая жена мне не нужна! — заявил молодой муж. И решил: — Всё, хватит, развожусь! » Об этом узнала его мама, наша бабушка. Она подошла к сыну и сказала ему коротко и твёрдо: «И не думай! Какую ложку взял, такой и хлебай! ». Развернулась и ушла.
Вот так. Как хотите оценивайте этот краткий курс этики и психологии семейной жизни, однако факт: хватило на всю жизнь!
С тех пор, как завязал, любое застолье перестало отличаться от делового завтрака. Так и этот новогодний ужин имел все шансы исчезнуть вскоре из памяти. Если бы не эта семейная пара.
С их слов, они, чтобы перестать собачиться на темы патриотизма и политики, поклялись не смотреть, не слушать, и не читать никаких новостей. На полгода.
Срок закончился 31 декабря, и супруги открыли заблокированные раньше каналы. Только чтобы вскоре вновь отложить телефоны. Потому что узнали, что ой, снова беда-беда. Тех, кого грозились посадить, остались не только на свободе, а даже у руля. Враги стали друзьями, друзья - врагами. Мы шли туда, а теперь - обратно. Ибо цели верны. Хотя и не постоянны. Денег нет, но мы держимся. Враги страшны, но мы им покажем. Ну, и другую хрень. Которой их сегодня решили накормить ну совершенно независимые блогеры.
А добило их окончательно осознание того, что все ядовитые и саркастические перепалки в их семье вообще не оказали никакого эффекта на мировые события. Да что мировые - даже на уличные. .. Так что эксперимент решили продолжить.
Так что эксперимент решили продолжить.
Приехал немец в гости к нашей девчонке как бы свататься. У её родителей дома - скукота. Говорит подруге: «Хочу посмотреть, как живет ваша молодежь — давай сходим к кому-нибудь в гости». На следующий день утром предупредили, что вечером зайдут к нам. Вечером, после галерей, антикварок и оперы, голодные и уставшие зашли в гости. Его подруга говорит:
«Наливай так, чтоб у него впечатление осталось. » Я и наливал. К 3 часам ночи обоих невменяемых (он - после отлеживания в туалете и вызова ихтиандра) завел к ней домой. Родители в ужасе — потенциального жениха довели до такого состояния. Остаток ночи — ужасный. В 8 утра - рейс на Франкфурт. Будят — мужик ничего не понимает, говорит: «Первый раз в жизни испытываю такое состояние — будто бы голова отдельно от тела».
Папаша подруги в ответ: «Это тебе повезло, что ты попал в гости в непьющую семью! »
«Это тебе повезло, что ты попал в гости в непьющую семью! »
Мама с самого детства приучала меня к элементарной гигиене: мыть руки после туалета, общения с животными, улицы и перед едой.
Когда мне было лет пять или шесть, меня впервые отправили на неделю в деревню к бабушке и дедушке, папиным родителям. У бабушки был какой-то пунктик на воду. Стоило мне пойти мыть руки или помыть за собой чашку или даже просто оказаться поблизости от поливочного бака в огороде, как она принималась голосить на всю деревню: "А ну прекрати в воде возиться! " Я объясняла, что надо же руки мыть, но она не успокаивалась: "Простынешь же! " Дедушка и рад был бы быть на моей стороне, но он был тюхой, права голоса в семье не имел.
Вернулась я домой, и мама стала замечать, что я не мою руки ни после улицы, ни после туалета. Она очень удивилась, спросила, что со мной, я и рассказала, что бабушка за это меня ругала. Больше одну с родителями отца меня не оставляли. Отец дулся, но мама была непреклонна, отвечая, что он может хоть лопнуть от обиды, но свинью из дочки растить она не позволит.
Сегодня с утра я увидел мужика выбежавшего из подъезда пятиэтажки. Он был с собакой. И она то ли быстро бежала, то ли медленно шла, поэтому он ее пинал.
- Я не понял, ты что делаешь? - вспомнив о доброте, спросил я.
- Стресс снимаю! - произнес мужик.
- Какой нахрен стресс? - осатанел я, прикидывая с левой или с правой. Но напрашивался явно прямой!
- Который нам семейный психолог рекомендовала. Так и сказала, у вас типа в семье стресс и чтобы от него избавится, заведите хотя бы домашних животных. Мы с женой ее советам следуем.
- Она другое имела ввиду, жена же вот собаку не пинает.
- Ну так правильно, она сейчас дома кошку метелит. У нас у каждого свое!
И мужик пнул внимательно смотревшую на нас собаку, проследовал дальше, а я стоял с открытым ртом. Так и не успев снять стресс.
Есть у меня знакомая семья. Женаты - скоро полвека как. Познакомились и женились, когда учились в МГУ. На разных факультетах. Будущий супруг в свое время выбирал, куда поступать - в МГУ или МФТИ. Живут благополучно и очень дружно, но ссоры все же случаются. Для тонуса. Происходит это так. Супруга высказывает недовольство чем-то. Реакции - ноль. Градус недовольства растет. Муж - в молчаливой обороне. Супруга, заряжаясь от угрюмого молчания, выражающего, по ее мнению, вызывающее несогласие, заводится все сильнее и сильнее. И наступает момент, когда молчание обвиняемой стороны прерывается еле слышным: "Лучше бы я тогда на физтех поступал. .. " После этого ссора сама собой сходит на нет.
Есть у меня один партнер – назовем его Петр. Его, да и все остальные имена в этой истории изменены так как срок давности ещё не вышел: )
В общем, несколько лет назад мы с ним вместе создавали один проект, в котором работал очень много наших друзей, знакомых, партнеров и тп. – возможно по этой причине он и развалился в итоге: )
Были резкие
Собственно, выход на новый уровень не удался. Партнер на встречу не приехал, контракт ушел. Сам я тоже бывал грешен по части разных срывов, посему зла не держал. На последующем за срывом контракта совещании, когда ещё никто ничего не знал, партнер вошел в комнату совещаний и сразу, прямо и честно сказал, что контракт он «прое. . л».
Я был крайне расстроен, и после обсуждения дальнейших планов, в перерыве, жена партнера стала меня успокаивать, говоря что все бывает и может, оно и к лучшему. И рассказала мне эту историю. Далее от её лица:
«Когда произошли эти события, мы с Петей уже давно друг друга знали, долгое время встречались, но незадолго до описываемых событий разошлись окончательно. У него была девушка, у неё – разные парни, и в общем кроме дружеских отношений со школы их ничего не связывало. И тут случилось событие – одной близкой подруге Пети исполнилось аж 21 год. Надо сделать небольшое отступление – Петя был «мальчиком из хорошей семьи», выросшим в серьезном ЦК-вском доме и привыкшим к утренним фрешам от домработницы. Кроме того, Петина подруга именинница была девушкой из «ну очень хорошей семьи». Даже я бы сказал чудесной. Посему всех друзей в количестве около 30 человек было решено вывезти в Лос-Анжелес с обширной культурно- развлекательной программой. Узнав от подруг о том, что Петю пригласили в такую поездку, я поняла что нужно действовать. Дело в том, что в поездку приглашали только «своих», то есть из тусовки и из хороших семей. А девушка Пети ни туда, ни туда не входила. И в общем я поговорила с Петей, с именинницей, и меня решили взять как «бывшую девушку Пети». В общем, перелет, пьянка в воздухе, заселение в лучший отель Беверли хиллз, продолжение пати в огромном люксе именинницы – и в какой–то момент мы оба поняли, что хотим побыть вдвоем. Ушли к нему в номер и в общем, «помирились». Хорошо «помирились». Выйдя к завтраку на следующий день, на нас обрушилось море возмущенных воплей – «Где вы были? Как вы могли такое пропустить?! » - «Что пропустить? »- удивились мы в один голос, думая что нам будут вменять наше отсутствие на поздравлении именинницы.
Маленький экскурс в Петины пристрастия – он вырос на боевиках типа Терминатора и Рэмбо и просто балдел от их главных героев.
«Как что? В соседнем с нашим номером Шварценеггер отмечал свое назначение губернатором! Мы их потом со Сталонне к себе пригласили, фотографировались и отмечали вместе! Ну где же вы были, а?! ? » - ревела толпа гостей.
На что жена партнера, обнимая будущего мужа, спокойно ответила « Да МИРИЛИСЬ мы, понимаете, МИРИЛИСЬ! ».
Именно в это момент рассказа я понял, что если партнер сумел «прое. . ть» ТАКУЮ встречу со своими главными кумирами, и потом хорошо и счастливо жить дальше, приобретя шикарную и горячо любимую супругу, то что говорить о каком-то там контракте…. .
Мой дед жил на два дома, на две семьи. Жена и родные дети и любовница со своими детьми. Однажды любовница разозлилась на жену и пришла к её дому, разбив окна камнями. Тут же выбежал сын и гнал любовницу до её же дома палкой. Когда она исчезла за дверью, он разбил окна в ответ. А знаете, что было утром? А утром мой дед чинил окна в обоих домах. Так и прожили не один десяток лет.
Когда моя бабушка лежала в больнице, привезли женщину 68 лет с кистой на срочную операцию. Киста оказалась женского пола, абсолютно здоровая и красивая девочка. Забирала её с новорожденной дочкой огромная семья из детей и внуков. Все в шоке! Особенно дед…
Разводимся с мужем. Он всем говорит, что из-за еды.
Несколько недель назад к нам приехал ненадолго жить его племянник. Потом выяснилось, что приехал надолго, пока не устроится в Москве. Я возражала, но квартира - мужа, и так-то - имеет право. Это ещё ладно, но, во-первых, племянник не делает ничего, чтобы устроиться, не занимается поиском работы, например, а просто лежит и жрёт. Именно жрёт, потому что то, что нашей семье хватало на 3 дня, уходит за один! Конечно, продуктами или готовкой он не занимается. У нас сын с аллергией, у него - особое питание, этот обмудок даже его еду сжирает, хотя там - отдельная полка в холодильнике, и стикеры приклеены. В очередной раз, когда я вернулась домой с работы, с голодным ребёнком после подготовки к школе, а дома встретил пустой холодильник, хотя весь вчерашний вечер я готовила, я устроила скандал. Племянник стоял и улыбался, муж был непреклонен — родне надо помогать. А мы с сыном - не родня, что ли? Съехала к маме, посчитала все, моей зарплаты и алиментов хватит на достойную жизнь, мама выходит на пенсию и будет помогать с сыном. Муж звонит и просит вернуться, деньги на доставку уходят космические, а готовить никто дома не готовит. Племянника выгонять не собирается при этом. Я уже не вернусь, конечно, но идиотизм поражает: один - проглот, второй - терпила, а виновата - я.
Моя тётя всегда бесила всю родню. Замуж не собиралась — мужчин меняла как перчатки, детей рожать не хотела. Особо и карьеру не строила, работала на любимой работе за небольшие деньги — ей хватало. Все шипели за спиной: «Это просто её никто замуж не берёт». Ей всегда было пофиг, она жила в своё удовольствие. Потом в 38 лет на отдыхе познакомилась со шведом: красавец-мужчина, плюс ко всему очень богатый. Теперь она живёт в хорошем доме, не работает, часто приезжает на родину к родителям. Купила им дом, машину. Она прямым текстом послала всех родственников, которые после её переезда резко захотели с ней дружить. И теперь её в нашей семье иначе, как «проститутка», не называют.
Мой отец после четырёх лет брака ушёл к маминой сестре. Моя бабушка этому способствовала. Пока мама была на вахте, она прикрывала младшую дочь и моего отца. Через несколько лет у них родился сын — мой брат. Мама простила и пережила, но в семейных торжествах не участвует, а бабушка удивляется, мол, почему. Это насколько нужно любить младшую, чтобы предать старшую?! У отца семья не сложилась, тётя встретила другого, пока он был в море. Отец нам помогает, звонит, а мне неловко — для меня он уже чужой человек.