Знакомый лежал в больнице, ему звонят из дома — умерла бабушка. Он расстроился. Проходит несколько дней, сделали операцию (аппендицит), он восстановился, выписался. Приезжает домой, дверь открывает бабушка. Вполне себе живая, но вся в черном. У знакомого глаза по 5 рублей, в шоке. Оказывается, умер отец, а его таким образом хотели подготовить.
Будучи пятилетним ребёнком, гостила у бабушки и гуляла на улице с местной детворой. Вечером тётка вымыла меня в тазу и уложила спать с собой. Я сквозь дремоту говорю ей: "Тёть, скажи «Вега»". Она мне "Вега", на что последовал мой "шикарный" ответ: "Соси х[рен] с разбега!" Отвернулась к стене и с чувством выполненного долга уснула. Потом долго не понимала, почему мне нельзя дружить с соседскими детьми. А перед тёткой до сих пор краснею!
Моя жизнь напоминает мне Санта-Барбару. До 17 лет я жила с мамой и бабушкой в небольшом селе. Росла без отца, о чём мне неоднократно напоминали все, кому не лень. Мама отказывалась разглашать имя моего второго родителя до тех пор, пока мне не исполнится 18 лет.
И вот настал долгожданный день рождения. Отпираться мама уже не могла. Оказалось, что мой батюшка — это директор школы, в которой я училась 11 лет, а мама работает уже 37-й год. Он присутствовал на всех важных событиях в моей жизни: видел, как я пошла в первый класс; как получила золотую медаль по окончании школы. У него есть своя семья с женой и детьми. Естественно, о моём очень даже близком родстве с ним знало всё село, кроме, собственно, меня.
Разговорились со свекром о ценности денег. И я рассказала историю из своего голодного детства. Как мама, уехав отдыхать с новым мужчиной, отобрала пенсию бабушки и оставила мне 100₽. 2008 год, мне 15. На эти деньги мне нужно было прожить две недели, а на мне больная бабушка и кошка. Подруга мне принесла сухпаек из техникума, у соседки выпросила два кабачка. Выжила. Свекр заплакал. Как же все-таки странно, что я совсем безразлична родителям и дорога человеку, который знает меня пару лет.
В первом классе нужно было нарисовать своих домашних животных и подписать. Я мадам впечатлительная; проведя лето у бабушки, нарисовала собаку, двух котов, курей, свинью и нутрий. Нутрий всех подписала: ЛАРИСКИ. Моя учительница, которую звали Лариса Николаевна, заценила)) А дед вправду называл всех нутрий Ларисками.
У меня конфликт с родителями. Приватизировали квартиру на родителей, бабушку с дедушкой и меня по 1/5. После дедушка с бабушкой написали завещание на меня, потому что у отца есть еще дети от первого брака. Дед давно умер, год назад не стало бабушки, и теперь у меня 3/5 квартиры. Как только завожу вопрос о том, чтобы разъехаться, начинается истерика: "Мы отсюда никуда не поедем". А что делать, если никто не хочет договариваться? Просто нет разговора на эту тему: либо крик, либо со мной не разговаривают.
Я не собираюсь всю жизнь жить с родителями. Квартира — старый фонд, больше 100 квадратных метров, потолки 3. 5 метра, все разваливается. Ремонт этого всего не потяну, родителей все устраивает. Коммуналка у нас зимой почти 20 тысяч с отоплением.
Сегодня сказал им, что продаю долю и съезжаю. Опять: "Мы здесь жили всю жизнь, здесь и умрем". Сказал, что они могут делать, что хотят, уезжаю я, а не они. И, блин, не хотел ситуацию до этого доводить, хотел продать и взять им рядом нормальную двушку с ремонтом, техникой, большой кухней, себе с того, что останется, ипотеку взять.
Двушка та уже продалась, проценты по ипотекам выросли, квартира, которую себе хотел брать, подорожала на 500 тысяч. Месяц назад предлагал просто добавить мне на первый взнос, чтобы я взял студию и съехал уже, дальше бы сам разобрался. И тут мы не договорились, потому что, по их мнению, я даже свои вещи из квартиры забрать не могу.
В истории о ВОВ от бабушки нет ничего такого героического. Она рассказывала, как проводила деда и осталась с четырьмя детьми, мал мала меньше. От голода ели лягушек и траву, она копала окопы в лютый мороз в одних тонких чулках так, что ноги были покрыты коркой льда. Позже чуть не посадили "за расхищение социалистической собственности", а это были колоски, оставшиеся на поле после сбора зерна. И ничего в этом нет особенного, кроме разве того, что жили так тогда сотни, сотни тысяч.
Когда бабушки не стало, мне приснился сон с ней. Я спросила как ей там, и нашла ли она дедушку. Она ответила, что то место очень большое и может ещё не скоро его найдёт. Так как она умерла в свой день рождения, я решила устроить ей праздник хотя бы во сне. Собралась за столом вся семья, но бабушка разговаривала с моей мамой на диване. На следующий день мама рассказа, что ей снился сон, где какое-то застолье, и они сидят с бабушкой на диване и разговаривают о том мире. Может, он и правда существует...
Самое страшное событие моей жизни — как год назад ко мне в квартиру ввалилась полиция под ручку с сотрудницей органов опеки. Меня обвинили в том, что мой бывший муж отвёз ребёнка (имел право с ним видеться, если что) к своей матери, а та накормила его мёдом, на который у сына ужаснейшая аллергия... Я не знала, чего мне бояться больше: что меня лишат родительских прав (запугивали именно этим) или того, что мой мальчик в какой-то деревенской больнице в реанимации. Я паниковала, плакала, пыталась дозвониться бывшему мужу, бабушке сына, не знала, что делать и куда ехать. В итоге всё разрешилось благополучно, ребёнок в порядке, всё так же видится с отцом, который сделал нужные выводы насчёт своей неадекватной мамаши. Но мне до сих пор непонятно, почему приехали ко мне и угрожали мне, когда жизнь ребёнка подвергла опасности его бабушка, которая в итоге вышла сухой из воды.
Сижу в поликлинике, наблюдаю такую картину: подходит бабка, спрашивает, кто к Ф... ву. Оказывается, что никого. В недоумение топчится несколько минут. Изрекая фразы "в чем дело? Ужас КАКОЙ-ТО, точно никого? ", мне кажется у бабушки в голове сломалась система.
Моя бабушка была большая любительница бани. "Париться в бане - это большая польза здоровью", – говорила она. Мне не было ещё и семи лет, как она затащила меня в женскую баню. Я был немного шокирован от скопища голых тёток. Первый раз я увидел там свою первую учительницу в обнажённом виде, соседку с огромными титьками, девочку-подружку, с которой ходил в садик. Ну и, конечно, мою бабушку. Она прилюдно отхлестала меня веником по всем местам и уверяла, что от этого мне будет большая польза.
Встречалась с парнем три года, дело шло к свадьбе. Я его очень любила, он меня тоже, по крайней мере, я понимала это непросто по словам, но и по поступкам, по его заботе обо мне.
Так случилось, что за один день произошло два события: его позвали работать в Москву, и у моего дедушки случился инсульт. Я сначала обрадовалась, потому что он позвал
Дедушка выжил, но ему нужна реабилитация, уход и забота. Я просто не смогла бы уехать в Москву, потому что должна была помогать бабушке. Тем более меня воспитывали именно бабуля и дедуля, мама давно умерла, и они поднимали меня, выучили, всё сделали для меня. И я не представляла, как можно было бы оставить их в этой ситуации: дед недееспособный, бабушка плакала постоянно. Врачи давали неплохие прогнозы при условии хорошего ухода. Я отказалась от переезда в Москву, а парень заявил мне: "Ты рушишь свою жизнь, вместо того чтобы заняться ей и улучшить её. Дед всё равно нежилец, сдали бы его куда-нибудь. Ты поступаешь опрометчиво и неразумно". Я была в шоке, особенно понимая тот факт, что парень знал о том, как я люблю бабулю и дедулю. К тому же им чуть за 70 лет, это возраст, когда можно пожить ещё. В итоге парень уехал в Москву, мы перестали общаться.
Прошло два года, дедушке стало лучше. Он сам ходит, восстановил речь, память. Конечно, есть ещё куда стремиться, но с ним всё в порядке. Знаю, что парень живёт богато, двигается по карьерной лестнице, но мне всё равно. Я рада, что осталась в своём городе и ни на минуту не Показать ещё пожалела о том, что не уехала никуда.
В детстве обожала деревню! Но совершенно не переносила полоть. Сколько ни просила, всё равно отправляли. И вот жара, бабушка говорит, мол, иди в начале огорода прибери грядки. Я, шестилетняя пигалица, надеваю панамку и гордо иду. Ведь понимала, что если я всё хорошо и быстро сделаю, то мой день будет свободен для кукол и велосипеда. В итоге после часа продуктивной работы бегу сказать, что я всё. Старалась же. Слышу ругань бабушки и смех мамы. Аккуратным рядком растут сорняки, а я, оказывается, выполола всю морковку.
Я знала многих стариков. Не только своих многочисленных родных, со многими общалась на студенческой практике в глухих деревнях русского севера. Была одна информантка, бабушка 1929-го года рождения. Её семья жила в Ленинграде.
Когда началась война, мужчины ушли на фронт, женщины остались трудиться в тылу, а детей попытались эвакуировать
Была другая бабушка-информантка, 1919-го года. Она ворожила, и некоторые односельчанки, лет на двадцать младше, её недолюбливали. "Шурка-то, – говорили, – чего так зажилась-то? [тем летом ей было 97] Она всю жизнь в бухгалтерии просидела, работы настоящей не знала!" Почему-то они не хотели учитывать, что когда ещё были детьми, та Шурка голодала и валила лес.
На моём диктофоне осталось много Шурки, Александры Григорьевны. Она начитала нам много молитв, заговоров, спела четыре старинных песни, а в перерывах, конечно, было сказано много "за жизнь". "Вот пришли вы ко мне, я дак бедно-то живу, а я вас угошчаю. Конфетку-ту всегда найдёшь гостю. Всегда надо угошчать <... > Только, девушки, не рожайте преждевременно! Не рожайте. Всю жизнь себя потом будете каять. Вам жить-то, вам. <... > Будьте добрыми, будьте хорошими! Чтобы жить вам хорошо... Ладно. Вспомяните бабку".
Вообще, если вдуматься так ретроперспективно, ужасно тяжело психологически было на практике. Эти старушки сейчас живут на мизерную пенсию, без элементарных удобств, без аптеки и поликлиники, продолжая физически трудиться по хозяйству, зачастую – с сыновьями, великовозрастными алкоголиками, на шее. И это – лучшее время в их жизни. Очень хотелось говорить с ними не про то, водится ли у них кто в лесу, да как гадали, да какие песни пели, а просто о жизни. Очень хотелось помочь, что-то сделать для этих людей. Ведь война, пережитая в юном возрасте, оказалась только началом их жизненных испытаний.
Еще в детстве узнала, что в моей семье по маминой линии все женщины были с изюминкой — все умели гадать: прабабушка, бабушка, её сестра, моя мама. Вроде ничего необычного, но пришло время и я научилась. Сама придумала расклад, сама догадалась о значении карт. И это так странно, когда я раскладываю по сути картонки, а они безошибочно говорят, что с человеком происходит в жизни. Я не понимаю этого, но в голове само перещелкивает и всё. Спасибо за наследство, без него как без рук иногда.